Мигранты в немецких СМИ (часть 2)

Часть 2

Несмотря вдохновляющие и пылкие научные предположения (и исследовательские инициативы), обстоятельные исследования и дискуссии на тему миграционных движений является преимущественно андроцентричнимы, что в большей степени опираются на опыт мигрантов-мужчин. О связи немецких СМИ с освещением иммигрантов-женщин мы знаем гораздо меньше.
В ответ на этот пробел профессор Маргрет Люненборг (Margreth L?nenborg), директор Международного центра журналистики в Свободном университете Берлина (Freie Universit?t Berlin), решила проанализировать, каким образом иммигрантки представлены в немецких СМИ. «С первого взгляда становится ясно, что в литературе господствует стереотип «агрессивного мигранта» или «опасного мигранта» в широком смысле этих выражений», — говорит профессор. «Однако если вы присмотритесь внимательнее, то заметите, что часто так пишут именно о мужчинах — по крайней мере, косвенно».

Образ иммигрантки

Это наблюдение побудило профессора исследовать, каким образом медиа формируют образ иммигрантки, и существует такой образ вообще. Чтобы изучить этот вопрос, она провела перекрестный анализ, где сфокусировалась на образе иммигрантки в немецких СМИ. Частично анализ касался инцидента 2005 года, когда в Берлине молодая турецкая девушка была убита братом. Бесспорно, событие вызвало злобные дискуссии в газетах и таблоидах по всей стране.
В исследовании Люненборг «Иммигрантки и СМИ»  рассмотрено значение медиа репрезентаций для индивидуального восприятия себя лицом и формирования общественного мнения. Исследовательский проект состоял из нескольких минипроектов, охватывающие аудиовизуальные медиа и печатные СМИ.
В части исследования, которая касалась газет, в избранных печатных медиа были проанализированы образ иммигранток путем систематического, эмпирического изучения связи между категориями этнической принадлежности. Пять немецких газет (К?lner Stadtanzeiger, Westdeutsche Allgemeine Zeitung, BILD, tageszeitung и   Frankfurter Allgemeine Zeitung) были проанализированы за период с 2005 по 2010 год — по одному месяцу с каждого года. В результате были определены и структурированы различные «типы образов» (иммигрант-жертва, иммигрант по половому признаку, бесчестный иммигрант и т.д.).

Свободный Университет Берлина. Freie Universit?t Berlin

Свободный Университет Берлина. Freie Universit?t Berlin

«Женщина-жертва»

По мнению исследовательницы, тип «женщина-жертва» был наиболее ярко выраженным и чаще появлялся в выборке, хотя и не в тех изданиях, в которых ожидалось. «Довольно интересно, что в Берлине издается газета левого толка tageszeitung», — объясняет исследовательница. «Издание уделяет много внимания теме миграции, фокусируясь на ее проблемах, однако к сожалению, газета часто использует тип жертвы, строя свои истории о иммигрантках». Мигрантов крайне редко изображают как ученых, спортсменов или художников. «Миграция, как глобальный процесс, имеющий различные причины, не превращает человека сразу в лидера», — утверждает Луненборг.

Мусульмане в Германии

Мусульмане в Германии

Интересен тот факт, что рубрики газет, посвященные политике, были самыми жесткими в использовании стереотипных образов иммигранток. «Чем больше ты углубляешься в политическую тематику, тем более стереотипными являются образы иммигранток», — говорит исследовательница. «В политических рубриках они будут обсуждать проблемы миграции в целом. Они обсудят торговлю женщинами или потребность в образовательной помощи — но они используют широкий политический контекст и редко говорят о мигрантах как о личностях, преимущественно изображая их как анонимную группу людей ».

Визуальный образ иммигранток

Визуальный образ иммигранток не является исключением из этого правила и основывается на одностороннем освещении проблемы. «Фотография, которую используют в репортажах — это обычно образ мусульманской женщины в длинной юбке с двумя-тремя детьми с каждой стороны. Она не имеет имени, женщину даже не пытаются идентифицировать. Именно такую фотографию мы часто видим в политическом дискурсе ».
В рамках исследования были также проведены фокус-группы, в состав которых входили женщины, как иммигрантки, так и не иммигрантки.

Образ мусульманской женщины с детьми

Образ мусульманской женщины с детьми

Целью фокус-групп было обсуждение медиа образов и освещение темы миграции в СМИ. Участницы фокус-групп отмечали что, чувствовали себя униженными и некорректно представленными в журналистских материалах. Женщины утверждали, что репортажи были односторонними и отрицательно окрашенными. «Если мы считаем, что журналистика должна формировать общество и интегрировать разных людей в социум, то мы четко видим, что эти люди не могут представить себя частью общества», — объясняет Луненборг.

На встречу гетерогенному будущему

Несмотря на рост осведомленности, и чувствительного отношения, немецкие журналисты еще ориентированы на господство и власть белого человека. Многообразие немецкой общины иммигрантов не отображается в медиа, легко подтверждается телевизионными новостными программами, где ведущими являются мужчины, представители белой расы.