Обучение юристов в Германии

На сегодня достаточно привычной является критика в адрес отечественной системы юридического образования, и следует отметить, что критика справедлива. Но часто чтобы понять «плюсы» и «минусы», дать объективную оценку, нужно сравнить, поинтересоваться, а как это происходит у других. Потому в данной статье мы рассмотрим систему обучения юристов в Германии.
Начну с того, что молодые люди в Германии заканчивают школу преимущественно в возрасте 19 лет. Следовательно, обучение в университете студенты начинают минимум в 19-летнем возрасте. В Германии есть 16 земель, и в каждой из них обучение происходит немного по-другому, потому что у них есть право самостоятельно регулировать этот процесс. Повсюду в Германии есть два главных испытания для студентов — первый и второй государственные экзамены.

В какой форме студенты сдают эти государственные экзамены

Это не одно, а несколько письменных заданий. Написание каждого из них длится пять часов. Общая структура первого государственного экзамена в Баварии — это восемь письменных заданий по 5:00 каждое (с 9-ти до 14-ти часов), которые выполняют в течение двух недель. Второй государственный экзамен — это 11 письменных заданий, следовательно, более двух недель нужно только на их написание. Конечно, это очень большой стресс для студентов, поскольку каждый день они должны сдавать новый экзамен.

Как организован учебный процесс в университете

Задачи, которые выполняют студенты во время учебы в университете, в основном не сложные. Но первый государственный экзамен — это именно государственный экзамен, а не университетский. Итак, учит университет, а экзамен принимает государство — совсем другие люди, которые не учили этих студентов. Проблема в том, что задания проверяют не только профессора, но и судьи, которые не принимали участия в процессе обучения и вообще иначе смотрят на него. Из-за этого возникает конфликт: студенты учились по учебникам, а судьи-практики видят все это под другим углом зрения.

Будущие юристы Германии

Будущие юристы Германии

Поступаешь в университет, начинаешь учиться, а за полтора-два года понимаешь: то, что говорят профессора, на самом деле не соответствует требованиям к знаниям, которые выдвигают на первом государственном экзамене. Преподаватели что-то рассказывают, есть практические занятия, но это не дает необходимой базы. Профессора объясняют как ученые, а для государственного экзамена нужно не только знания, но и понимание того, как их применять. Через некоторое время каждый студент осознает, что обучение в университете недостаточно, чтобы потом сдать экзамен.

Студенты должны самостоятельно приобретать дополнительные знания

Все знают, что студенты ходят к репетитору, — это хороший юрист, который занимается с будущими специалистами правом. В Германии система репетиторства существует с XVII века, еще Гете ходил к репетитору. Так поступают до 95% всех студентов. Получается, что от учебы, которую они прошли в университете, совсем незначительный результат, а репетитор начинает с нуля. А почему же тогда учат в университете?

Юридические Университеты в Германии

Юридические Университеты в Германии

Это важный вопрос, и говорят о нем уже 40-50 лет. Конечно, в университете говорят: «Репетитор не нужен, мы сделаем все сами», хотя это не так. Если бы качество обучения в университете было бы хорошим, никто не ходил бы к репетиторам, ведь каждый студент думает, где взять деньги на оплату их услуг. Если родители не помогают, приходится работать, чтобы заработать необходимую сумму.

Стоимость обучение в университете и у репетитора

В Германии первое высшее образование бесплатное, а второе уже платное. Стоимость услуг репетитора зависит от курса, но это не менее 100-200 евро в месяц. Но где взять деньги…
Студентов, которые здали первый государственный экзамен, никто не возьмет на работу. Они даже не считаются юристами. Кстати, не все студенты успешно сдают первый государственный экзамен. В Баварии, например, 38% не сдают этот экзамен, то есть треть студентов, проучившись пять лет, не получает диплома. Это очень плохая ситуация. Кем они смогут работать? В страховой компании или таксистом.
После первого письменного государственного экзамена еще устный, но он не так важен — оценка почти не меняется. Проблема лишь в том, что после сдачи первого экзамена должно пройти минимум четыре месяца, прежде чем ты получишь оценки, и только потом будет устный экзамен.

Федеральный суд Германии

Федеральный суд Германии

Предусмотрена возможность повторной сдачи первого государственного экзамена. Это также дополнительные психологические переживания. Практика показывает, что и потом результат не у всех хороший, хотя не знаю точно, какой процент сдает экзамен со второй попытки. На других факультетах ты сдаешь экзамены через год-два обучения. Если успешно, то потом обычно нет проблем с первым государственным экзаменом, а юристы в Германии поздно узнают, что неспособны к этой профессии, — через пять лет. Надо сделать так, чтобы люди раньше могли понять, что они не имеют способностей к юриспруденции, — они в этом не виноваты, просто неспособны стать юристами.

Организация дальнейшего обучения будущих юристов

После сдачи первого государственного экзамена надо подождать минимум три месяца, а то и полгода до того, как начнется так называемый референдариат, — это обучение юристов, которое имеет наиболее практическое направление. Студенты снова ходят на лекции, но уже маленькой группой, по 30-35 человек. Это значительно лучше, чем в университете, где сидят 100-300 человек в одной аудитории и где общение с профессором вообще почти невозможно.

Немецкие студенты

Немецкие студенты

Официальная цель референдариата — второй государственный экзамен. Эти люди уже не студенты, в некоторых землях они становятся сотрудниками госслужбы — временно, на несколько лет. Они учатся а, кроме того, работают в суде (помогают судьям), в прокуратуре, в администрации, то есть во всех сферах, где работают юристы. Но главное — обучение. Чему учат в референдариуме? Все направлено на то, чтобы человек получил способность стать судьей. Но судьями становятся лишь 5% выпускников.

Второй государственный экзамен

Пример Баварии. Там это 11 письменных экзаменов, которые происходят каждый день, — это ужасно. На самом деле ты учился быть судьей или адвокатом, но тебя научили именно писать судебные решения и почти не научили деятельности адвоката. Основная цель — сформировать способность работать судьей. Возникает вопрос: почему всех учат работать судьей, когда судьями становятся только 5%? Ответа на него нет — так сложилось исторически.
Раньше давали больше практических знаний, а сейчас снова вернулись к теории. Поэтому и говорят о немецких, баварских юристах, что у них хорошие теоретические знания, но практических знаний, особенно о том, как работает адвокат, у них очень мало. Начинаешь работать адвокатом — имеешь большие проблемы, ведь тебя этому не учили. Получается, что обучение в референдариате — это обучение тому, что большинству людей не понадобится.