Работа инженером в Германии

Давайте остановимся на том, что в деятельности немецкого и русского инженера является общим.

Во-первых, это идентичный подход к созданию техдокументации, то есть спецификаций, чертежей. Во-вторых, одинаковые системы посадок и допусков, как результат, расчета размерных цепей. Также везде практически одинаковые методы прочностных, тепловых и кинематических расчетов. Теперь о различиях, к слову сказать, весьма значительных. Первое и главное отличие состоит в том, что продуктивность инженерного труда благодаря компьютеризации, выросла в двадцать-тридцать раз, а значит, один современный инженер заменяет приличный конструкторский отдел, присущий во времена ватмана и кульмана.

В Германии, как известно, инженеры градаций, которые свидетельствуют об их квалификации, не имеют. В стране нет ведущих и старших инженеров, конструкторов первой, второй и третей категорий. Помимо того, нет никакого контроля в процессе создания документации, в том числе и нормоконтроля. Каждый конструктор является сам себе проверщиком. Ошибки проектирования, неизбежные в общем, выявляют и устраняют в процессе доводки и изготовления машины. Как следствие, численное соотношение инженеры-рабочие, резко изменилось. В производящих фирмах на данный момент приходится на одного инженера 30-40 рабочих, обслуживающего персонала и мастеров. Таким образом, большинство компаний, со средним по объемам производством, составляющим костяк немецкого машиностроения, имеют в штате от пяти инженеров.

Второе отличие носит чисто принципиальный характер. Спроектированная машина, установка и линия не только должны выполнять заданные функции, но также быть дешевле, хотя бы немного, чем у конкурентов. Некачественные машины не только являются прямыми материальными убытками фирмы, но и потерями ее престижа, что в условиях жесточайшей конкуренции совершенно недопустимо.

В каждом узком сегменте машиностроения существуют несколько компаний, включительно с иностранными, которые ведут постоянную бескомпромиссную конкурентную борьбу за заказчиков и заказы. Здесь нет государственного плана, осуществляющего распределение заказов и денежных средств на реализацию. Следствие конкуренции – кратчайшие сроки проектирования/изготовления.