Русские магазины в Германии

Раньше иммигранты и переселенцы просили родственников и знакомых из стран СНГ, которые приезжали к ним в гости, захватить с собой сладостей, копченой колбасы или рыбных продуктов из России.

Сегодня в этом нет нужды.

Предприниматели, «русские немцы», проживающие в Германии, не только организовали продажу, но производство «российских» товаров рецептам прямо в ФРГ и некоторых других западноевропейских странах. Так гастрономический отдел, к примеру, универмага KDW в Берлине способен поразить даже воображение человека, успевшего привыкнуть к изобилию товаров на западе.

  • На полках лежит 1200 сортов колбас и 1300 сортов сыра. Хлебный отдел относительно скромный – в нем всего лишь 400 сортов хлеба. В классических немецких магазинах хоть и не такой роскошный ассортимент, но пару десятков сортов сыра и колбасы входят в обязательный комплект.

Появившиеся в начале девяностых годов скромные русские магазинчики «Наташа», «Казачки», «Зори», «Светлана» и подобные, удовлетворяли на первых порах небольшие запросы гречкой, воблой, сушками, халвой и прочей снедью, привезенной из Украины или России. К средине девяностых годов стало понятно, что Украине и России больше не под силу удовлетворять гастрономическую ностальгию бывших своих граждан.

Сейчас рыбные продукты русские магазины в Германии получают из Норвегии. Австрия и Польша производят для них некоторые сорта колбас. Даже исконно русскую водку сегодня разливают на немецкой земле. Зачем, спрашивается, все прошлые годы нужно было возить продукты с Востока за тысячи километров, если проще, дешевле и лучше готовить все на месте.

Дешевле и лучше – да, однако не проще. Приведем только один пример: ряженка является родственницей кефира. На рынке Германии до недавнего времени она была неизвестна, хотя покупатели постоянно о ней спрашивали. Приходилось завозить ее из Прибалтики или же довольствоваться довольно сомнительным продуктом местного производства – йогуртом, который подкрашивали карамелью. В стране давно хотели заняться производством ряженки, но сложность ее приготовления всегда отпугивала.

В 2010 году по всей территории Германии разорилось около 30 тысяч магазинов. В последние годы розничная торговля переживает упадок, хотя число некоторых русских магазинов постоянно растет. Формула их успеха зависит от обычных на первый взгляд вещей: качественности продукта и его стоимости.