Современный музей в Германии: открытость, доступность, отсутствие границ

Мюнхенская община, конечно, гордится своими Пинакотеками, которые являются символом современной баварской столицы. Мюнхенцы называют Пинакотеки —  Neue Pinakothek или Lenbachhaus. Кстати, именно в таких разговорах большинство жителей Мюнхена расправят «крылья» при упоминании короля Людвига I (я бы даже утверждал, что когда ты употребляешь его имя для описания этой культурной составляющей города, сразу же попадаешь в перечень самых желанных и уважаемых гостей города).

Частная резиденция Villa Stuck

Вместе с Пинакотекой и многочисленные музеи, к примеру — частная резиденция художника Франца Штука — Villa Stuck – это не просто традиционные музейные учреждения, они полны своей особой жизнью оазиса культурного отдыха не только для туристов, но и большинства жителей города. Почему?

Конечно, ценовая политика этих заведений позволяет мюнхенским семьям, два раза в год посещать новые программы музеев, ведь цена одноразового посещения музея составляет в среднем от 1 до 10 евро. Годовой абонемент обычно стоит в пределах 25-40 евро. Прибыли музейного заведения преимущественно растут за счет туристов — многочисленных покупок сувениров, открыток, книг о коллекции музея.

Частная резиденция Villa Stuck

Частная резиденция Villa Stuck

Аудиогиды и экскурсоводы

Однако … и здесь все доступнее, чем кажется. В каждом музейном заведении можно делать фотографии (главное — без вспышки) и эта услуга вполне бесплатная. Привлекает внимание и то, что в цену уже входит аудиогид — святая святых Вашего знакомства с музейным наследием. При этом если Вы знакомитесь с искусством в кругу друзей и коллег, услуги экскурсовода в основном входят в цену билета.

Отмечу, что все надписи в музеях Германии сделаны на государственном языке. Аудиогиды предлагают также английскую версию рассказов. А вот экскурсоводы легко могут перейти и на испанский язык изложения материала. Русским языком здесь многие владеют и не стесняются этого факта.

Доступность музейных проектов, журналы и т. д.

По доступности и осведомленности общины города о музейных проектах, стоит отметить важную составляющую существования галерейно-выставочной индустрии Германии — специализированные медиа. И существование в общенациональных медиа отдельных информационных анонсирующих материалов о выставках и другие проекты в музейных учреждениях.

При этом специализированные журналы служат как раздаточный материал для каждого посетителя, который может не только ознакомиться с планами музеев на три месяца — полугодие — год, но и углубится в профессиональные дискуссии музейщиков на страницах журналов, познавать «почерк» кураторов выставок, знакомиться с непринужденным способом музейной терминологии.

Музейные журналы Германии

Музейные журналы Германии

Специализированные журналы

Обзор специализированных журналов требует отдельного материала, который регулярно публикуется на страницах Интернета. И действительно стоит выразить респект правильно поставленной информационной и культурной политике немецкого правительства.
Еще одна составляющая доступности музейного продукта — это его присутствие практически везде по городу. Даже если Вам не удалось пообщаться с «патриотами» музейного дела, и Вы никогда ничего не слышали о мюнхенской Пинакотеки, в метро Вас ждут несколько музейных станций.

К примеру, Glyptothek (K?nigsplatz 3), Staatliche Antikensammlungen (K?nigsplatz 1) и Kunstbau der St?dtischen Galerie im Lenbachhaus (U-Bahnhof K?nigsplatz, Zwischengeschoss) станция K?nigsplatz. Туристы шутят, что сама станция K?nigsplatz — это уже начало экспозиции трех музеев, ведь в ее оформлении использованы репродукции самых известных полотен музеев, скульптуры. Поверьте, такое присутствие в обычном пространстве города визуальной составляющей музейных коллекций значительно стимулирует желание посещения заведения.

И конечно, не могу удержаться от еще одного наблюдения. В последнее время российские музеи очень гордятся своими детскими программами. Для баварского же посетителя вполне традиционным является существование своеобразных летних детских лагерей — детсадовских резиденций при музеях.

Glyptothek

Glyptothek

Технологичность музейного пространства

Формирование современного музейного пространства это не в коем случае — не господство техники и технологий. Они должны адекватно вписываться в музейное пространство, никак не нарушать целостность музейной коллекции, ее тематики, ее шарм, ее традиции. Каждый из музейных учреждений в Мюнхене, конечно же, имеет информационные боксы или экраны. Однако посетителю они незаметны.

Достаточно частой практикой в мюнхенских музеях стал отвод отдельных комнат для библиотеки, где, благодаря современным технологиям, вы получите возможность более подробно познакомиться, а то и исследовать тот или иной экспонат.

Однако в самих залах минимум «наворотов». Даже в совершенно новых музейных помещениях, как Museum ?gyptischer Kunst M?nchen или Lenbachhaus. Для посетителей, при этом, созданы комфортные условия для созерцания и работы в музейном пространстве.

Вполне традиционно студенты академии искусств или ученики художественных школ работают с новыми музейными рабочими столами, которые вписаны в зал так, что и ты, обычный посетитель, не замечаешь ни чьего профессионального присутствия.

Роль Гете как посла немецкой и немецкоязычной культуры в мире

Здесь хотелось бы подчеркнуть роль Гете как своеобразного посла немецкой и немецкоязычной культуры в мире. Ежегодно институтом предлагается широкий спектр учебных и культурологических программ для студентов и специалистов различных культурных индустрий.

Иоганн Вольфганг фон Гете

Иоганн Вольфганг фон Гете

В данном случае очень легко перейти на критику российской культурной политики (как внутренней, так и внешней), однако … Не в этом задача. Прежде всего, просто хочется, чтобы государственный культурный менеджмент удался не просто для сравнения, а для «культурного усвоения опыта» этого института.

Любая учебная программа — в пределах познания какой-либо из составляющих — языковой, литературной, экономической, политической и др. — жизнь отдельного государства непременно должно сопровождаться знакомством с внутренним «культурным дыханием» этой страны — как на уровне этнографии, так и на уровне авторского появления новых культурных открытий.