Содержание
Карьера художника в Германии
Германия предлагает много возможностей для молодых художников. Но если вы уверены, что искусство — ваше призвание, шлифуйте терпение. Слава и деньги достаются немногим, а путь на рынок — тернист. Одна из картин Герхарда Рихтера, была продана, эта картина обошлась новому владельцу почти 29 миллионов евро. Масляная живопись от Герхарда Рихтера напоминает нечеткое черно — белое фото. Благодаря рекордным ценам такие немецкие художники, как Герхард Рихтер, Нео Раух или Андреас Гурски не беспокоятся о том, чем заплатить за наем мастерской или коммунальные услуги.
Молодые художники Германии
Но пока одни художники становятся богатыми, другим «светят» перспективы значительно строже. В прошлом году около 4800 молодых людей в Германии поступили на факультеты изобразительного искусства, живописи, скульптуры или медиа — студий. Рынок молодого искусства существует преимущественно в художественных галереях и на выставках, сообщают в Wallrich Asset Management AG — организации, управляющей активами состоятельных покупателей. Свежих творческих сил на этом рынке хватает.
Художники за работой
Галерея — место для знакомства
Гармоничное сотрудничество между художниками и галеристами призваны обеспечивать художественные галереи, говорит Бертольд Потт. Именно галерист налаживает для художника полезные связи, дает возможности для выставок, консультирует и выступает партнером. Таким образом, художники получают возможность сосредоточиться на творчестве. Бертольд Потт и сам управляет галереей в Кельне, где выставляют современное искусство. Он точно знает, каких художников ищет.
Контакты с художниками могут быть частными — знакомишься через друзей других художников. Еще — на выставках и через специализированную прессу. Частично художники и сами приходят на мою галерею и представляются. Но в большинстве случаев это происходит благодаря личным контактам — говорит галерист.
И Потт не советует молодым художникам сразу бросаться на поиски галеристов. «В первые годы важнее выставляться в правильных местах с правильными другими художниками, заводить контакты с правильными кураторами», — говорит он. Также он не советует в начале карьеры руководствоваться только экономическим интересом. Лучшее время для художника «привязаться» к конкретной галереи — через два или три года после окончания обучения, рекомендует специалист.
Картинные галереи в Германии
Первые шаги
Но где неизвестному художнику искать возможности показа своих работ, если он только что закончил университет и никогда не участвовал в выставках? «Если человек находится в таком положении, значит, он сделал что-то неправильно», — говорит Альвин Лей. Ведь обычно молодые художники еще студентами посещают выставки других, заводя контакты. Лей — один из многих, кто фактически находится на старте. Весной 2013 года он почти закончил обучение в Высшей художественной школе аудиовизуального искусства в Кельне, а доучился в Художественной академии в Дюссельдорфе.
Мастерская молодого художника
В кельнской мастерской Лея комфорта немного. Внешне это типичная художественная мастерская: большое светлое помещение, скромная мини — кухня, кровать, письменный стол, посередине — обеденный стол. Вся мебель выглядит так, словно ее приобрели на блошином рынке. Как только в печи тушат огонь, сквозь большие раздвижные двери веет холодом.
Лей по — разному зарабатывает на хлеб. В частности, он подрабатывает помощником другого художника, время, от времени готовя выставочную документацию. Также он добровольно работает одним из кураторов «Simultanhalle» в Кельне. Это помещение для выставок — одно из многих, которые часто организуют молодые художники или студенты. Таким образом, студенты и выпускники получают первый выставочный опыт и надеются стать известными. О заработках при этом, конечно, речь не идет.
Мастерская молодого художника
Традиция художественных объединений
Кроме того, современное искусство сейчас поддерживают более 300 немецких художественных объединений. Такая традиция существует уже более 200 лет в Германии, Австрии и Швейцарии. Более 150 тысяч членов этих организаций финансируют искусство с помощью своих взносов.
Основные объединения устраивают выставки нескольких известных художников. Однако иногда и «новички» имеют возможность показать свои работы при содействии этих организаций, говорит Майке Бем. «Когда я получаю досье молодого художника, который только что вышел из университета, то тщательно его рассматриваю. Иногда таких молодых художников мне рекомендуют», — рассказывает Бем, директор творческого объединения города Линген. А тот, кто уже провел выставку при содействии художественного объединения, имеет лучшие шансы по сравнению с конкурентами.
Благодаря тому, что в Германии развита традиция художественных объединений и существует много музеев, галерист Бертольд Потт оценивает стартовые возможности молодых художников в Германии положительно. По его наблюдениям, в других странах Европы и вне ее существования условия для них несколько жестче. В Бельгии, Нидерландах и Люксембурге тоже существуют художественные объединения, но не такие активные, как в Германии, считает он.
Творчеством не прокормишься
Как правило, творческая молодежь должна постоянно искать подработки — близкие к искусству, как Альвин Лей, или в совершенно других сферах. «Я наткнулся на художника, который путешествует по всей Германии, декорируя витрины предприятий, предоставляющих ритуальные услуги», — вспоминает Потт.
По мнению Альвина Лея, утверждать, что художнику в принципе безразлично, сколько он зарабатывает, — ерунда. «Но решающую роль это тоже не играет», — говорит мужчина. По его словам, молодые художники не имеют перспективы зарабатывать продажей своих произведений искусства на жизнь. «Не то, что художники этого не хотят, это просто не обсуждается!» — резюмирует он. Ведь для этого пришлось бы выполнять огромный объем работ.
Лей не имеет стратегии, как проникнуть на рынок искусства, «Если человек сразу начинает выполнять коммерческие заказы и действует по стратегиям, то его творчество искажается. И это становится заметным», — заключает он.