Малый бизнес в Германии
В Германии малый бизнес является одним из самых активно и стабильно развивающихся секторов экономики.
Технологическая и/или финансовая поддержка предприятий в малом бизнесе оказывается почти на всех ступенях ветвей власти. Программы по содействию развитию в Германии малого бизнеса, как и в некоторых других развитых странах, предусматривают, прежде всего, приоритетную поддержку наукоемким отраслям производства. Со стороны госорганов финансирования и льготное кредитование малого бизнеса включает в себя такие направления:
- кредитование проектов, которые направлены на улучшение и сохранение благоприятной экологической обстановки и связаны с охраной и защитой окружающей среды;
- кредитование предприятий, которые занимаются решением жилищных проблем и строительством;
- кредитование средних и малых предприятий, которые ориентируются на инновационную деятельность;
- кредитование малого бизнеса, который участвует в развитии экономически отсталых регионов Германии;
- проектное финансирование предприятий, которые заняты в конкретных отраслях, наиболее нуждающихся в коренных модернизациях производства.
Основные программы развития в Германии малого бизнеса:
- программа «Стимулирование сбережений для открытия дела»;
- программа «Концепция по развитию научно-технической политики в отношении к предприятиям малого бизнеса».
Первая программа способствует открытию собственного бизнеса, так называемого, «start-up» проекта, вторая – обеспечивает финансирование в Германии малого бизнеса. Специальный государственный орган, Кредитный совет по восстановлению, который непосредственно подчиняется федеральным властям – призван осуществлять контроль по реализации вышеуказанных программ, а также обеспечивать механизм их выполнения.
В рамках реализации программ, малому бизнесу предоставляются кредиты на льготных условиях. Условия предусматривают низкие процентные ставки (5-8%) и длительный срок кредитования (от 5 до 15 лет).
В Германии малый бизнес имеет свою историю развития и специфику. Так, еще во время зарождения капитализма, после появления первых крупных предпринимателей, стали создавать торгово-промышленные палаты, которые были первыми союзами и объединениями по сотрудничеству в области развития торговли и производства.