Содержание
Начало частного телевидения в Германии
Больше красок, раскованность, разнообразие тем — с такими намерениями 1984-го года в Германии стартовали первые частные телеканалы. Конкуренты общественно-правовых вещателей повлияли на медиа-ландшафт и зрителей.
1 января 1984-го года: начинает работу Программное общество кабельного и спутникового вещания, из которого впоследствии появился телеканал Sat.1. На телевизионном пространстве Германии началась новая эра: кроме общественно-правовых вещателей стартовали первые частные телеканалы — сначала Sat.1, а днем ??позже RTL.
Эпохальные изменения
Первую новогоднюю программу тогда открыли «Музыкой для королевских фейерверков» Георга-Фридриха Генделя. В маленькой телестудии в Людвигсбурге зародился новый мир телевидения: кулисы еще колыхались, ведущей Ирене Йост пришлось позаимствовать платье, а телевизоры включили лишь несколько сотен зрителей. Тогда еще никто не представлял, насколько глубокими будут изменения. На самом же деле частное телевидение ознаменовало поворотный момент в немецкой медиа-истории: возникают новые форматы программ, на экранах появляются ведущие, а зрители начинают пользоваться даже новым жаргоном.
Реалити-шоу, кастинг-шоу, игры вроде «Кто станет миллионером» повлияли на привычки зрителей. Частное телевидение было и остается открытием частного.
Реалити-шоу Германии
Исчезают границы между зрителями и телевизионными звездами, между фикцией и реальностью. Возникает телевидение, ориентируется на группу телезрителей — потребителей в возрасте от 14 до 49 лет.
В поиске альтернативы
Культурные критики с ужасом наблюдают за таким развитием. Петер Глоц, который в свое время отвечал за политику социал-демократов в сфере масс-медиа, предостерегал в первые годы работы частного телевидения: «Опасность заключается в том, что вместе с укреплением частных телеканалов может ухудшиться и общее качество программ. Существует опасность, что верх возьмет тот, кто хочет крутить только американские фильмы ».
Канал ZDF Германия
Законодательный путь для создания частных телеканалов подготовил тогдашний канцлер Гельмут Коль. Он надеялся, что таким образом удастся создать противовес общественно-правовым первом и втором телеканалам — ARD и ZDF, — которые, по его мнению, в своих сообщениях слишком благосклонно относились к социал-демократам.
Канал немецкого телевидения ARD в Германии
«Тогда особенно на общественно-правовых телеканалах господствовали очень левые настроения, — вспоминает Кристиан Шварц-Шиллинг. — И вот в ХДС (Христианско-демократический союз) мы решили способствовать возникновению конкуренции ».
Все служит коммерции
Но вместо консервативной подачи информации Sat.1 и RTL транслируют прежде дешевые телесериалы, произведенные в Соединенных Штатах. Коммерческие телеканалы вовсе не привели к политически духовных изменений, а в первую очередь пытались удовлетворить вкус масс.
Новым для Германии тогда была и реклама, которая прерывает каждую передачу, каждый фильм, каждый футбольный матч. Юрген Дэтц с Федерального союза кабельного и спутникового вещания, которая отстаивает интересы частных телеканалов и радиостанций, признает: «Все служит, конечно, коммерции. То есть, те, кто делают эти программы, хотят заработать деньги, так же, как и те, кто выпускает газеты ». Сначала, однако, частные телеканалы зарабатывали немного, и в 1985-м году сильно отставали от общественно-правовых вещателей.
Ниже пояса
Но все изменилось, как только RTL и Sat.1 начали собственное производство. Хотя уровень эротического шоу «Tutti Frutti» высоким не назовешь, оно расширило зрительскую аудиторию. Затем были советы на тему секса с Эрикой Бергер, которая на ярко красной софе вела передачу «Шанс для любви», эротические ленты, мягкая порнография. Можно было предположить, что частные телеканалы постоянно пытаться ломать различные табу. Такие передачи стали главным признаком, прежде всего для RTL. Критики упрекали этому телеканалу пошлость и отсутствие всякого вкуса.
Канал RTL в Германии
Бывший руководитель RTL Гельмут Тома спокойно относился к таким упрекам. «Червь должен смаковать рыбе, а не рыбаку», повторял он. «Мы хотим стать первыми. Об этом я сказал своим работникам через полгода после старта. Они меня чуть не высмеяли ». 1991 год, однако, RTL по объемам оборота впервые опередил своих общественно-правовых конкурентов. Вместе с расширением частот и места в кабельных сетях программы становились все популярнее. В эфире появились новые каналы. Изменилась и журналистика: начали говорить о потребителях, коэффициент включения, информационный рынок и эксклюзивные права.
Конкуренцию оживили, но возросло качество?
Успех частных телеканалов среди зрителей заставил общественно-правовые телеканалы в Германии приспособиться к новым условиям. Их начали обвинять, что они имитируют RTL и Sat.1. Одновременно можно услышать и положительную оценку: мол, частные телеканалы помогли избежать стагнации на немецком телевизионном рынке. Сегодня в Германии бесплатно можно принимать более телеканалов, чем в других европейских странах.