Издавна в Германии существует, так называемый, культ семьи, поэтому Новый Год для немцев праздник семейный.
Все немецкие семьи в обязательном порядке собираются под Новый Год за праздничным столом. Свое имя есть и у ритуала обмена подарками – Бешерунг.
В глубокой древности прообразом Деда Мороза в Германии был мифологический персонаж Никто (Ниманд). Именно его действиями малолетние немецкие проказники объясняли свои шалости. В праздничную ночь малыши ставили на стол вазу для сладостей, которые Никто должен был им принести, а в башмаки засовывали сено для осла, на котором Ниманд передвигался по дорогам. Сейчас подарки в Новый Год немецким детям приносит Вайнахтсман (пример автора, рождественский человек), который вечером перед Рождеством приходит в гости вместе с милой и кроткой Кристкинд.
Вайнахтсман одет в подпоясанную цепью вывернутую шубу, а в руке у него – розги для наказания проказников и мешок с подарками – для послушных детей. Кристкинд вся одета в белое, а ее лицо закрыто белоснежной вуалью, в руках – корзинка с орехами, сладостями и яблоками. В праздничные дни все проказники имеют шансы исправиться и получить за это гостинцы – для этого им нужно спеть Кристкинд песню или прочитать стихотворение.
В сочельник на столе обязательно должна быть сельдь или карп, а на Рождество – зажаренный гусь. Также присутствует в праздник ярко раскрашенное блюдо с орехами, изюмом, яблоками и пирогами. Считается, что, съев яблоко, человек познает зло и добро, а, сломав твердую скорлупу ореха и отведав его вкусную сердцевину, – познает радость достижения цели и преодоления трудностей жизни. Обязательно на новогоднем пиршестве и присутствие der Lebekuchen, это – пряник-коврижка. Когда-то давно эти пряники выпекали из муки, изюма и сахара размером со скамью! А что? И подарок немалый – и стоит дешево!
Накануне праздника друзья, знакомые и коллеги, встречаясь на улице, желают друг другу «отменного скольжения в новом году». Вечеринки, дискотеки, концерты, рестораны открыты и ждут гостей до утра. Главным атрибутом праздника является ель. У древних германцев это дерево было священным. Они верили, что хвоя ели – это пристанище для лесных духов, защитников природы.